Меню сайта

НАСТАВНИЧЕСТВО

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Описание: https://xn--6-itbifh1e.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/11/nastavnich.li-900.jpg

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала.
Наставляемым является педагог, оказавшийся в субъективной новизне ситуации (например: молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование; студент, обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения; студент, обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, и т.п.) или испытывающий профессиональные затруднения при исполнении должностных обязанностей, а также студент, осваивающий образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, при прохождении практики.

Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные организации; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.

Нормативно-правовое обеспечение системы наставничества

Федеральный уровень

Концепция развития наставничества в Российской Федерации. Одобрена Президиумом РАО 29.06.2023

Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практк обмена опытом между обучающимися»

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации, общероссийского Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»

Региональный уровень

Приказ департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»

Школьные документы

Приказ о назначении наставников и формировании наставнических пар

Положение о наставничестве, дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 77» от 26.10.2023 № 01-12/212   

Персонализированные программы наставничества 

  Шаблон персонализированной программы наставничества

Нормативный акт, регламентирующий меры стимулирования педагогических работников ОО, включённых в систему наставничества

Образец письменного согласия, наставляемого на закрепление за ним наставника

Положение о методическом совете педагогов-наставников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 77» 

Анкета молодого педагога 


Методические материалы

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
(Приложение 1. Примерное положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации.  

Приложение 2. Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации)

Методология наставничества

Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с. – Электрон. данн. – Ссылка доступа: https://itdperspectiva.page.link/recschool

18.01.2022 Семинар «Вектор образования». Наставничество (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»)

О форме наставничества «Учитель-учитель»

Чек-лист содержания раздела «Наставничество» на официальном сайте образовательной организации (ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО ИРО)

Чек – лист «Организация наставничества в образовательной организации» 

Вниманию наставников!

Организован канал для коммуникации в учебном профиле «Сферум» в VK Мессенджере!

Чат «Наставник76»: https://sferum.ru/?p=messages&join=YT9L8Cl/z__ehYI2pI1enha_OfVqi6Q3_K4=

Мероприятия

10.10.2023 состоялось заседание клуба «Молодой педагог». Кураторы, учителя начальных классов: Колчина М.Б. и Пилипенко О.А. выступили перед молодыми педагогами. Марина Борисовна рассказала о требованиях к уроку с позиции системно-деятельностного подхода, Оксана Алексеевна уделила внимание целеполаганию на уроке.


Контактное лицо: Стопина Ольга Александровна, заместитель директора по УВР средней школы №77, e-mail: yarsch077@yandex.ru, тел. 38-21-55